перейти на главную
Ремонтируйте с нами!

Охрана труда на тепловозоремонтном заводе




Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. В охрану труда как научную дисциплину входят вопросы: правовые - трудовое законодательство; технические - техника безопасности и пожарная безопасность; санитарные - гигиена труда и производственная санитария; организационные - обучение безопасной работе, контроль за выполнением мероприятий по охране труда и др.
Организация работы по охране труда на тепловозоремонтных заводах осуществляется в соответствии с Положением об организации работы по охране труда на предприятиях ЦТВР МПС. Согласно этому Положению ответственность за состояние охраны труда возлагается на руководителей и инженерно-технических работников завода. Работа по охране труда направлена на выполнение руководящих документов, а также требований нормативных документов, правил и инструкций по технике безопасности, на устранение причин и предупреждение производственного травматизма на заводах.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде предусматривают создание на всех предприятиях, в учреждениях и организациях здоровых безопасных условий труда, обеспечение же таких условий возлагается на администрацию. Администрация отвечает за проведение инструктажа и обучение рабочих и служащих по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда. Рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции, устанавливающие порядок безопасного выполнения работ, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием, технологическую дисциплину и требования по охране труда.
Указанием МПС СССР от 10 февраля 1984 г. № П-4440 введен ОСТ 32.36-83 «ССБТ. Организация инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта». Стандарт разработан на основе ГОСТ 12.0.004-79 с учетом особенностей железнодорожного транспорта и устанавливает порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта. Стандарт распространяется на все предприятия, организации и учреждения МПС.
Для всех работников, вновь принятых на завод, а также переводимых с одного предприятия на другое, предусматривается обязательное проведение вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, первичной проверки знаний по охране труда, стажировки или подготовки непосредственно на производстве. Лица, поступающие на работу с вредными условиями труда, после прохождения предварительного медицинского осмотра и вводного инструктажа получают инструктаж по профилактике профессиональных заболеваний, выполнению гигиенических правил, а также оказанию первой помощи при несчастных случаях. Инструктаж проводит работник здравпункта. В процессе работы все работники завода проходят повторный, внеплановый и текущий инструктажи, обучение и периодическую проверку знаний по охране труда. Кроме того, на заводе функционируют кабинеты и уголки по технике безопасности как учебно-методические центры пропаганды знаний по охране труда, которые располагают соответствующими правилами, инструкциями, норме гивными материалами и литературой.
Непременным условием правильного ведения работы по охране труда на заводе является ее плановость, создание четкой системы организации и управления охраной труда, разработка и осуществление комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению условий труда. На эти мероприятия выделяются специальные средства, предусматриваемые в годовых производственно-финансовых планах. Основа действенности системы организации и управления охраной труда на заводе - проведение профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений требований охраны труда и устранение причин, которые могут повлечь несчастные случаи. Важными мерами, способствующими предупреждению несчастных случаев на производстве, является организация контроля по охране труда. Новой эффективной формой контроля является метод трехступенчатого контроля. Первую ступень проверки проводит мастер на своем участке ежедневно совместно с общественным инспектором по охране труда. Недостатки, на устранение которых требуется определенное время, записывают в журнал первой ступени. Вторую ступень проверки проводит начальник цеха еженедельно совместно с представителем комиссии по охране труда цехового комитета профсоюза в определенный день. Выявленные недостатки записываются в журнал второй ступени. Третью ступень проверки осуществляет главный инженер при участии главных специалистов. Цехи проверяют по графику. При этом в каждом цехе рассматривают работу первой и второй ступеней. Результаты проверки оформляют актом.
Коэффициент безопасности определяется по результатам так называемого испытания на безопасность. Результаты проверки заносят в специальную карту степени безопасности. Испытания на безопасность проводит мастер участка не реже 1 раза в 5 дней, начальник цеха не реже 1 раза в 10 дней и инженер по технике безопасности не реже 1 раза в месяц. Таким образом, каждое рабочее место испытывается на безопасность 7-8 раз в месяц, что позволяет рассматривать коэффициент безопасности как достаточно объективный показатель. С помощью этого коэффициента оценивают работу должностных лиц по охране труда и определяют размер премии, получаемой инженерно-техническими работниками, ответственными за охрану труда.
Для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами на заводах организованы лаборатории (или отделения в составе заводских лабораторий).
Требования безопасности на заводах определяются стандартами, нормами и Правилами по технике безопасности и производственной санитарии.
Основным документом по безопасности труда на тепловозоре-монтных заводах является введенный указанием МПС СССР от 31 января 1983 г. № Т-4158 ОСТ 32.34-83 «ССБТ. Ремонт подвижного состава и производство запасных частей на заводах. Требования безопасности».
Для отвода атмосферных осадков на территории завода должна быть сооружена ливневая канализация с надлежащими стоками.
Для передвижения людей по территории завода делают тротуары шириной не менее 1,5 м с расстоянием от края тротуара до ближайшего рельса железнодорожного пути не менее 3 м. Все проходы и проезды, входы и выходы должны быть хорошо освещены, исправны и безопасны для движения пешеходов и транспорта, пожарные проезды четко обозначены и постоянно свободны.
Производственные, вспомогательные и складские помещения необходимо оборудовать отоплением и вентиляцией, обеспечивающими температуру и состояние воздушной среды в соответствии с санитарными нормами. Для обеспечения поддержания санитарно-гигиенического состояния воздушной среды производственных помещений применяется естественная и искусственная вентиляция.
Все эксплуатируемое оборудование, установленное в цехах, должно находиться в полной исправности и соответствующим образом ограждено и заземлено. Размещение производственного оборудования должно соответствовать характеру производства и обеспечивать выполнение технологического процесса без возвратных или пересекающихся перемещений деталей, изделий и материалов. Оборудование, работающее с выделением пыли, устанавливают в отдельных помещениях и оборудуют приточной и вытяжной вентиляцией. Все выступающие элементы вращающихся частей оборудования и механизмов и их передачи, находящиеся на высоте 2,5 м от пола и ниже, ограждают. Крупногабаритное оборудование, требующее обслуживания на высоте 1 м и выше от пола, имеет специальные площадки с перилами для удобства обслуживания и трапы с поручнями для входа на них.
Для каждого работающего должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действия во время выполняемой работы. В зависимости от характера выполняемых работ рабочее место оборудуют верстаками, столами, стеллажами, ящиками и т. п.
Тепловозный цех. Разборку тепловозов производят только на разборочной позиции. Перед разборкой с тепловоза снимают аккумуляторные батареи и выпускают воздух из резервуаров и воздухопроводов. Для разборки тепловоза разрабатывают технологию, в которой отражают последовательность работ. Тяжелые и громоздкие детали снимают с помощью кранов и механизмов, оборудованных специальными захватами и приспособлениями.
Работы, выполняемые на кузове и крыше тепловозов, производят со специальных передвижных или стационарных площадок. Во время поднятия кузова запрещается работать или находиться внизу, а также в кузове тепловоза. Перед снятием деталей проверяют чалочные приспособления, правильность строповки и подготовленность деталей для снятия. Все агрегаты и детали тепловоза после разборки очищают и промывают. Собирают тепловоз на ремонтных позициях по разработанной технологии. Электрооборудование монтируют только в обесточенном состоянии, а электропневматическое оборудование - без давления воздуха в сети. Тепловозы по ремонтным позициям поточно-конвейерной линии передвигаются цепным конвейером, оборудованным световой и звуковой сигнализацией.
Для реостатных испытаний тепловозов выделяют открытую площадку с управлением из закрытой отапливаемой кабины для обслуживающего персонала, расположенную на расстоянии не менее 100 м от жилых и административных зданий. Водяной бак реостата тщательно заземляют. Подвижные пластины опускают и поднимают лебедкой с электроприводом, управляемым с пульта управления реостата.
Дизельный цех. Для разборки и сборки блока дизеля применяют специальный стенд-кантователь, оборудованный блокировкой, предохраняющей от самопроизвольного поворота во время работы на блоке. Разбирают и собирают узлы дизелей на специальных стендах с применением специальных ключей, чалок и других устройств, предусмотренных правилами ремонта и местными технологическими инструкциями. Стендовые испытания дизелей производят в отдельных помещениях, звукоизолированных от других помещений и от пульта управления, в котором размещается персонал испытателей. Находиться около стендов посторонним и непричастным лицам к испытанию запрещается. В момент запуска дизеля один из участников стендовых испытаний должен находиться у рукоятки ручного выключателя дизеля, чтобы в случае опасности немедленно его остановить. Запрещается вскрытие люка 2Д100 сразу после остановки. Время выдержки после остановки должно быть не менее 10-15 мин.
Электромашинный цех. Разбирают электрические машины на конвейере. Якорь из остова вынимают специальной скобой или рамой. Обмотки якоря удаляют центробежным способом на специальных стендах - камерах. При работе с индукционными нагревателями следят за исправностью проводки и заземления.
Бандажировочные и намоточные станки оборудуют защитными ограждениями и надежными тормозными устройствами, станки для обработки пылеобразующих материалов - индивидуальными пыле-приемниками. Пропитку якорей, компаундировку катушек и их сушку производят в специальном помещении, изолированном от соседних участков сплошными огнестойкими перегородками и оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Автоклавы, баки с лаком и другое оборудование, выделяющие вредные испарения, снабжают местной вытяжной вентиляцией. Температура якорей, подаваемых после сушки в пропиточный бак для пропитки, не должна превышать 80 С. Пропиточные автоклавы с механическим закрыванием снабжают блокировкой, не допускающей открытия крышки при наличии давления в автоклаве. При работе в пропиточном отделении применять ударный стальной инструмент не допускается. Нахождение посторонних лиц в помещении не разрешается.
Электрические машины испытывают только на специально оборудованных испытательных станциях и стендах, имеющих соответствующие ограждения и сигнализацию. Ответственными по испытанию электрических машин назначаются лица из числа инженерно-технического персонала, прошедшие специальный инструктаж и сдавшие испытания по правилам технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и местным технологическим инструкциям. Персонал испытательной станции должен быть обучен и иметь квалификационные группы по электробезопасности. Схемы на испытательных стендах собирают только при полном снятии напряжения с пунктов подключения. Сопротивление изоляции электрических машин измеряют только после остановки их и отключения от тока.
Тележечный цех. При ремонте тележек тепловоза применяется поточно-конвейерная линия. Рамы тележек устанавливают на специальные подставки, оборудованные гидравлическими домкратами, позволяющими регулировать положение рамы на высоте. Колесно-моторный блок собирают и прикатывают на специальных стендах. Во время прикатки блока зубчатая передача должна быть закрыта защитным кожухом.
Кузнечный цех. Меры безопасности в этих цехах определяются ГОСТ 12.2.017-86 «ССБТ. Оборудование кузнечно-прессовое. Общие требования безопасности» и ГОСТ 12.3.026-81 «ССБТ. Работы кузнечно-прессовые. Требования безопасности». Кузнечные цехи размещают в одноэтажных зданиях. Высота пролета цеха, оснащенного кузнечно-прессовым оборудованием и мостовыми кранами, должна свободно допускать сборку и разборку наиболее громоздкого оборудования. В наружных продольных стенах цеха размещают два яруса открывающихся фрамуг для вентиляции цеха.
Нижний ярус начинается с высоты 1,5 м от уровня пола, верхний - 4 м от уровня пола. Для снижения тепловыделения нагревательные печи изолируют с таким расчетом, чтобы наружная поверхность стен и сводов имела температуру не выше 40* С. Штампы горячей штамповки, бойки, наковальни и ручной инструмент ударного действия перед началом работы необходимо подогревать.
Для предупреждения отлетания частиц и заусенцев от изделия заканчивать процесс ковки и горячей штамповки необходимо при достаточно высокой температуре. Опорные поверхности штамповочной плиты должны быть строго перпендикулярны движению ползуна. При свободной ковке не допускается применение свободно лежащих клинообразных подкладок.
Литейный цех. Литейные цехи оборудуют вентиляцией, обеспечивающей снижение содержания в воздухе ядовитых паров, газов и пыли до концентрации, не превышающей предельно допустимых величин. Запыленный воздух от местной вытяжной вентиляции удаляется наружу, если концентрация пыли не превышает 150 мг/м3. При большем содержании пыли устраиваются предварительные очистные устройства. Воздух наружу выбрасывают на высоте не менее 2 м над высшей точкой покрытия. Подача приточного воздуха осуществляется рассеянно в рабочую зону со скоростью не выше 1,5 м/с. Рабочие литейных цехов обеспечиваются подсоленной газированной водой с содержанием соли 0,5% (5 г соли на 1 л воды) из расчета 4-5 л на одного человека в смену. Эксплуатация оборудования в литейном цехе должна производиться в соответствии с действующими Правилами техники безопасности и производственной санитарии в литейном производстве.
Нормы безопасности при эксплуатации оборудования в механических цехах при холодной обработке металлов устанавливаются Правилами техники безопасности и производственной санитарии при холодной обработке металлов.
Также специальными Правилами регламентируются требования охраны труда и промышленной - санитарии при эксплуатации: электрооборудования и электроустройств; сосудов, работающих под давлением; воздушных компрессоров и воздухопроводов; котельных установок; водопроводно-канализационных сооружений, подъемно-транспортного оборудования.

Основы научной организации, нормирования и оплаты труда.
Главным источником роста производительности труда на предприятиях по ремонту локомотивов является совершенствование их технического оснащения, но наряду с широким внедрением новой техники и достижений науки на ремонтных предприятиях железнодорожного транспорта огромное значение для высокопроизводительной работы имеет научная организация производства и труда, призванная соединить технику и людей в едином производственном процессе.
Внутризаводское планирование производства и хозяйственный расчет.
Одним из основных ленинских принципов управления социалистическим производством является принцип планового ведения хозяйства.
Планирование - это сердцевина управления производством, стержень всего хозяйственного механизма.
Организация управления производством.
Теоретической основой науки об управлении социалистическим производством является марксистско-ленинская экономическая теория.
Научно управлять производством можно, только опираясь на действие объективных экономических законов общества, на знания в области философии и основ научного коммунизма, отраслевой экономики и планирования народного хозяйства, советского трудового и хозяйственного права, организации производства, учета, финансов, статистики, математики и кибернетики, социологии и психологии, этики, техники, технологии.
Общие сведения о проектировании тепловозоремонтных предприятий.
Задание на разработку проекта составляется в соответствии со схемой развития и размещения на сети железных дорог тепловозоремонтных предприятий и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.
© All rights reserved 2005-2008. При копировании материала прямая ссылка на сайт обязательна.
Полная карта сайта